Средневековая литература (c V-ого по XV-ый век)
Золотой век в литературе испании (вторая половина XVI
- первая половина XVII веков)
Романтизм в испанской литературе (первая половина XIX-ого века)
Реализм в испанской литературе (вторая половина XIX-ого века)
"Поколение `98" (литература начала XX-ого века)
Современная литература
Золотой век в литературе
испании (вторая половина XVI - первая половина XVII веков)
Мигель
де Сервантес Сааведра
Лопе де Вега
Тирсо де Молина
Педро Кальдерон
Луис де Гонгора-и-Арготе
Франсиско де Кеведо
Бальтасар Грасиан
«ЗОЛОТОЙ ВЕК» в испанской
литературе, метафорическое обозначение эпохи расцвета испанской классической
литературы, приходящейся на вторую половину 16 — первую половину 17
веков.
«Золотой век» включает в себя так называемое «второе Возрождение»,
совпадающее с годами правления Филиппа II (1556-1598) и первый, наиболее
плодотворный, этап развития культуры барокко [время правления Филиппа
III (1598-1621) и Филиппа IV (1621-1648)]. В «золотое» столетие творили
М. де Сервантес,Лопе де Вега, Тирсо де Молина, Педро Кальдерон, Луис
де Гонгора-и-Арготе, Франсиско де Кеведо, Бальтасар Грасиан
и другие выдающиеся прозаики, поэты, драматурги. Литература «золотого
века» отмечена кардинальными жанровыми новациями в сфере прозы и драматургии,
существенными изменениями поэтического языка.
Основные прозаические жанры
Испания «золотого века» — родина ведущего прозаического жанра новоевропейской
литературы — романа, берущего начало от двух
корней: от «Дон Кихота» Сервантеса и от плутовского романа, прообразом
которого является «Жизнь Ласарильо де Тормес» (1554). На хронологическом
рубеже, отделяющем «второе» Возрождение от «первого» — эпохи правления
Карлоса V (Карла V, 1516-1556) — в испанской литературе возник и так
называемый «пасторальный роман» (первый образец — «Диана» Х. де Монтемайора,
1559?) — специфическая нарративная разновидность пасторали. Под влиянием
итальянской новеллистики в испанской литературе «золотого века» складывается
и развивается жанр новеллы, окончательно оформившийся под пером Сервантеса
— создателя «Назидательных новелл» (1613). Однако со временем в испанской
барочной прозе начинает брать верх риторическое начало, подчиняющее
себе ренессансное «подражание Природе». Образ «человека внутреннего»
в литературе барокко сменяется типом «человека внешнего», озабоченного
тем, как он выглядит в глазах других, выстраивающим свое «я» по канонам,
навязываемым ему социумом. Стиль прозы барокко характеризует причудливое
смешение аллегорической образности и натуралистического гротеска,
фантастики и бытописания (характерный образец — «Критикон» Бальтасара
Грасиана). Прозаики барокко (например, Ф. де Кеведо) тяготеют к разработке
(в том числе — и пародийной) уже существующих фабульных схем (позднегреческого
романа, плутовской автобиографии, менипповой сатиры), к стилевым клише.
Вместе с тем, «литературность» их текстов парадоксально сочетается
с использованием приемов стилизованной устной речи, «площадного» (М.
М. Бахтин) гротескного слова, «низового» фольклора. В целом испанская
проза первой половины 17 века развивается по линии отхода от романной
традиции: предпочтение отдается аллегорической «эпопее в прозе» («Критикон»),
сатирическому «видению» («Сновидения» Кеведо), собраниям эмблем («Моральные
эмблемы» С. де Коваррубиаса) или остроумных поучительных изречений
(«Ручной оракул» Грасиана).
Поэзия в традициях петраркизма
В годы правления Филиппа II испанская поэзия все еще развивается в
русле ренессансной «итальянизирующей» традиции (Гарсиласо де ла Вега):
ее основными жанрами остаются сонет, эклога, ода, элегия, эпистола.
В ней различают две «школы»: саламанкскую во главе с Луисом де Леоном
(1527-1591) и севильскую во главе с Фернандо де Эррерой (1534-1597).
Леон — создатель философской поэзии, в которой любовную тематику оттесняет
на второй план космогоническая и натурфилософская образность. В сонетах
Эрреры петраркистская любовная тематика соединяется с пафосом героического
деяния: лирический герой Эрреры — человек действия, бросающий вызов
судьбе, «авантюрист». Но дерзновение в поэтическом мире Эрреры — и
здесь севильский поэт преступает границы Ренессанса — всегда чревато
крушением, поражением: «гордыня» человека, возомнившего себя «героем»,
наказывается. Героическое прославление под пером Эрреры превращается
в элегическое оплакивание.
Многие позднеренессансные поэты стремились к воплощению мечты Петрарки
о создании эпической поэмы, по образцу «Энеиды» Вергилия»: реализовать
ее на иберийской почве удалось Л. де Камоэнсу — классику португальской
литературы, писавшему и по-испански. Шедевром испанской ренессансной
эпики является «Араукана» (1569-1589) Алонсо де Эрсильи, в которой
поэт воспевает деяния испанских конкистадоров в Новом свете (в Чили).
Особое место в испанской литературе второй половины 16 века занимают
поэты-мистики — св. Тереза Авильская и св. Хуан де ла Крус, которым
принадлежит и прозаические сочинения («Книга о моей жизни» и «Покои
замка души» св. Терезы, «Восхождение на гору Кармель» св. Хуана).
Хуан де ла Крус-лирик опирался на практику духовных песнопений, распространенную
в монастырях ордена кармелитов, к которому он, как и св. Тереза, принадлежал.
Главный источник его вдохновения — Библия и личный мистический опыт.
Хуан де ла Крус является автором трех мистических символических поэм
(«Огонь любви нетленной», «Темная ночь», «Духовная песнь»), а также
ряда стихотворений, в том числе и в фольклорном стиле (песня «Пастушок»,
романсы). Но основные эстетические ориентиры Хуана де ла Круса — переосмысленная
в «божественном плане» поэзия Гарсиласо де ла Веги и творчество Луиса
Понсе де Леон.
От романса до бурлеска
Публикация в 1550 в Антверпене «Песенника романсов» (так называемого
«романсеро») открывает период экспансии в испанскую письменную поэзию
традиционных фольклорных жанров (помимо романса, это — «песня»-«кансьон»,
«летрилья» и др.). Романсы пишут практически все поэты «золотого века»
(Сервантес, Лопе де Вега, Луис де Гонгора, Ф. де Кеведо). В 1600 выходит
в свет первая часть «Всеобщего романсеро», включающего как «традиционные»,
фольклорные романсы, так и романсы авторские, «литературные» (по другой
классификации — «старые» и «новые»).
К концу 17 в. в испанской поэзии все более различимы бурлескно-комические
и сатирические интонации (поэма Хуана Руфо «Смерть крысы», сонеты
Сервантеса, пародийные сонеты и романсы Гонгоры, смеховая поэзия Кеведо),
все большее место занимает в ней тема разочарования (Гонгора, Кеведо,
Лопе де Вега), мотивы «жизни-сна» и «жизни-театра».
В стиле барокко
В процессе преодоления маньеристского субъективизма и интеллектуализма
в испанском искусстве и литературе на рубеже 16-17 веков складывается
пластически-живописное, тяготеющее к эпическому размаху и объективизму
барокко. Этот процесс нагляднее всего отразился в творчестве Луиса
де Гонгоры. Игра в метафоры-загадки, сложное синтаксическое строение
фразы, введение в поэтический язык латинизмов составляет суть культеранизма
(или культизма) — одного из главных направлений испанской поэзии17
века, во главе которой стоял Гонгора. С ним и в жизни, и в творчестве
соперничали два других титана барочной поэзии: Кеведо и Лопе де Вега
— глубокий лирик и одновременно создатель откровенно театрализованного
поэтического мира. Театрализованность — определяющая черта всех без
исключения жанров испанской литературы 17 века, центром развития которой
(да и культуры в целом) к середине «золотого века» литературы становится
театр.
Театр
Уже в 1560-1570-е годы в испанских городах возникают стационарные
театры — так называемые «коррали», для сооружения которых использовались
небольшие замкнутые четырехугольные площади или дворы, с одной из
сторон которых возводился сценический помост, а балконы окружающих
домов использовались для размещения части зрителей: дворянства, состоятельных
горожан (остальные смотрели спектакль стоя, столпившись во дворе —
«патио»). До 1590-х годов — времени стремительного распространения
«новой комедии» Лопе де Веги — на испанской сцене параллельно существовали
два типа пьес: комедии, ориентированные на опыт народного площадного
театра, и пятиактные комедии и трагедии, созданные согласно ренессансно-классицистическим
канонам (по этим двум направлениям развивалось творчество Сервантеса-драматурга,
автора интермедий, с одной стороны, ренессансно-классицистической
трагедии «Нумансия» и «высоких» комедий, с другой). Лопе-драматург
синтезировал обе традиции, практически упразднив последнюю.
Последователями Лопе являются все крупнейшие испанские драматурги
эпохи барокко (Тирсо де Молина, Антонио Мира де Амескуа (1574?-1644),
автор знаменитой религиозной комедии «Раб дьявола», Луис Велес де
Гевара, мексиканец Хуан Руис де Аларкон, придавший лопевским «комедиям
интриги» этическую направленность (комедия «Сомнительная правда»).
Не вполне вписывается в «круг Лопе де Веги» валенсийский драматург
Гильен де Кастро, еще не порвавший с ренессансным классицизмом. Г.
де Кастро выступил в качестве драматурга практически одновременно
с Лопе и еще до Лопе начал писать пьесы на сюжеты, взятые из романсов
(«Юность Сида», «Граф Аларкос»). Новации, введенные в драматургическую
систему Лопе Кальдероном, оставили в неприкосновенности основы этой
системы. Самым значительным драматургом «круга Кальдерона» был писавший
для придворного театра Агустин Морето-и-Кабанья (создатель комедий
«Живой портрет», «За презрение — презрение»).
Испанский барочный театр — театр «социального компромисса» (Х. А.
Мараваль), адресованный всем без исключения слоям испанского общества,
в котором драматурги пытаются установить нарушенное ходом истории
общественное согласие. Одновременно это — пышное, красочное зрелище,
активным участником которого чувствовал себя каждый зритель: он находил
в театре все, чего была лишена окружающая его жизнь: пылкую любовь,
право распоряжаться своей судьбой и одновременно неукоснительное следованием
голосу «чести», все доказательства справедливости земных властей и
неотвратимости божественного возмездия.
К концу «золотого века» театр в Испании смог подчинить своему влиянию
почти все литературные жанры (Грасиан — один из немногих, кто смог
противостоять всевластию «комедии»), включая поэзию: испанский театр
«золотого века» — театр поэтический, а не просто собрание пьес в стихах,
поэтому крупнейшим испанским поэтом после смерти Лопе и Кеведо оказывается
драматург Кальдерон. Он также тесно взаимодействовал с другими искусствами
— в первую очередь, с живописью, скульптурой, архитектурой, тогда
же переживавшими свой расцвет (понятие «золотой век» распространимо
на всю испанскую культуру второй половины 16 — первой половины 17
вв.). Стремительно ухудшающееся все это время экономическое и политическое
положение Испании в конечном счете сказалось и на испанской культуре.
Начиная с 1680-х гг., она оказывается в состоянии застоя, из которого
будет выходить долго и трудно: лишь два века спустя в Испании появятся
писатели мирового масштаба (Б. Перес Гальдос, «поколение 98 года»).